О нас

Нет ничего случайного в нашем мире. Если даже и волос не падает с головы человека без воли Божьей, неслучайно возникают, а также и исчезают великие империи. Река истории пока продолжает свое течение, и никто из нас не знает, когда она опрокинет свои бурные воды в океан Вечности, где встретится с Тем, Кто дал ей начало.

Русскому миру, по милости Божьей, было дано право явить свою самобытность в этом великом плавании  и занять в нем свое достойное место.

Так что же это за  русский мир, о котором одни скучают и не мыслят без него своего бытия, а другие откровенно недолюбливают и считают, что такого понятия либо вовсе не существует, или, по крайней мере, без него вполне  можно обойтись.

Удивительно современно звучат слова одного из крупнейших русских мыслителей Ивана Ильина: "Всё, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской Церкви... Человек нового европейского "уклада души" всё более отчуждается от вечных истин христианства... привыкает "обходиться без них", религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идёт навстречу невиданному ещё в истории человечества культурному кризису".

Совершенно очевидно, что сегодня человечество стоит на краю бездны и как никогда нуждается в правильных ответах на вечно мучащие его вопросы о главных смыслах бытия. Почему мы дерзаем говорить о том, что именно Россия может помочь человечеству ответить на главные вопросы бытия? Но разве не очевидно то, что Запад на исторических путях растерял подлинные нравственные ориентиры и  на карте мира остается лишь одна держава, где еще теплится огонек живой веры и которая имеет достаточную силу голоса, чтобы возвестить человечеству подлинную правду о Божественных ценностях.

Еще Ф.М. Достоевский говорил о том, что именно русский человек должен показать миру, потерявшему живую веру, неискаженный образ Христа. А еще ранее великий русский святой преподобный Серафим Саровский пророчествовал о том, что Россию ожидают великие страдания, но Господь помилует ее и приведет к великой славе. Наверное, небезынтересно будет вспомнить и слова американского «провидца» Эдгара Кейси, который жил в середине прошлого столетия: «Миссия славянских народов состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных страстей, восстановить на новой основе  – на любви, доверии и мудрости. Из России в мир придет надежда  – не от коммунистов, не от большевиков, а из свободной России! Пройдут годы, прежде чем это случится, но именно религиозное развитие России и даст миру надежду».

Размышляя над всеми этими словами о высочайшем предназначении нашего Отечества и взирая на происходящее в мире, когда нравственные ценности извращаются и всячески попираются, мы должны понимать, что на всех нас, считающих себя частью русского мира, лежит величайшая ответственность. Ибо, прежде чем показать неискаженный Образ Христа другим, нужно вначале  очистить его в себе. И здесь чрезвычайно важна роль элиты, то есть тех, кто на самых разных уровнях ведет народ по жизни и формирует его сознание, элиты,  которая, по слову И.А. Ильина, должна быть умной, решительной, одухотворенной, задание которой – «умственно и духовно воспитывать свой народ в духе его самобытности».

Рассуждая обо всем этом на протяжении не одного десятка лет, мы пришли к мысли о необходимости создания Центра, который делал бы все возможное для того, чтобы исполнить главную задачу духовно- просветительской работы, которая, на наш взгляд, заключается в возвращении духовной и исторической памяти. Мы глубоко убеждены, что она живет в сердце русского человека. Наша задача – помочь ему раскрыть ее в себе.

Под духовной и исторической памятью подразумеваются те фундаментальные основы, которые сформировали Русский мир за более чем тысячу лет. В первую очередь это идеал Святости и Святыни, к которым у русского человека издревле было трепетное отношение, к сожалению, подорванное в последние десятилетия. Русская история неоднократно показывала: когда наш народ отворачивался от Святынь или, более того, попирал их, он вплотную подходил к грани исчезновения. И как только он возвращался к родным истокам, зачастую ценой невероятных потерь, наша жизнь начинала налаживаться. Во вторую очередь это черпающая свое вдохновение из религиозных истоков  русская культура во всех ее проявлениях: в словесности, живописи, музыке, а также в науке, политике, экономике, социальной жизни.

Относясь по-братски к исповедующим иные веры народам, для которых Россия является тоже Родиной, и искренне уважая их духовные и культурные традиции, мы должны помнить, что ядром русского мира является Православие, которое сформировало нашу государственность и культуру. И если мы не сохраним это ядро, то с лица земли может исчезнуть и русский мир, а вместе с ним исчезнет та решающая сила, которая стоит на пути мирового зла.  Напрасно сегодня некоторые недооценивают опасность этого зла, которое на наших глазах разрастается все больше и больше, пытаясь прикрыть свое подлинное лицо налетом искусственного благочестия.

Далеко не лишним было бы обратить внимание на опыт Белгородчины, где в лихие, казалось бы, почти безнадежные времена подъем экономики, социальной и, что может быть еще важнее, культурной жизни начался с восстановления Святынь.

Русская история показывает с яркой очевидностью, что наш народ – это народ-победитель.  И если он раскроет свой духовный потенциал хотя бы наполовину, он не только приподнимется с колен, но и встанет во весь рост. Сегодня этот процесс уже начался, и очень хотелось бы, чтобы каждый из нас внес свой посильный вклад в дело возрождения нашего Отечества. А для этого мы должны, опираясь на нашу духовную и историческую память, стать хоть чуточку лучше. А это, может быть, и есть самая главная задача в нашей жизни – совершенствоваться интеллектуально и, наконец, духовно, чтобы наполнить свою жизнь настоящим смыслом и, став полноценным человеком,  исполнить свое подлинное предназначение.

Центр собирания русского опыта возник не в одночасье. В его основу заложен опыт работы Духовно-просветительского центра имени архимандрита Серафима (Тяпочкина), который осуществляет свою деятельность при Свято-Никольском храме п. Ракитное.

Одна из главных задач Центра – это попытка собрать огромный опыт современной русской мысли, а также уникальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, и затем в доступной и интересной форме преподнести его нашему народу, а также помочь ему узнать максимально правдивую историю с нашими взлетами и падениями, но главным образом, утвердить его в том, что пока у нас сохраняется вера в Святость и Святыни, мы имеем возможность духовно укрепляться и развиваться.

На протяжении почти двух десятилетий мы проводим тематические духовно-просветительские вечера для молодежи, которые, на наш взгляд, оказывают весьма благотворное влияние на молодое поколение, формируя и укрепляя в нем высокие морально-нравственные качества, присущие нашему народу.

Ежегодно проводятся Серафимовские чтения, в которых принимают участие известные русские ученые, философы, писатели, богословы, а также гости из Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Вышли в свет три номера альманаха «Возвращение», который отражает в своем содержании важные для Центра идеи, одной из которых является идея национальная.

Для многих наших соотечественников Ракитное стало местом духовного притяжения. С 1961 по 1982 год настоятелем Свято-Никольского храма являлся великий русский подвижник благочестия старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), отсидевший за веру в сталинских лагерях 15 лет. Непрерывным потоком к его могилке стекаются и стар и млад, чтобы поделиться с ним своими радостями и горестями и получить утешение. Любимый ученик Иисуса Христа Апостол Иоанн когда-то сказал: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4,16) Такой любовью обладал и наш батюшка Серафим и обильно делился ею со всеми. И именно на любви должна основываться наша национальная идея, ибо без любви, как сказал Иван Ильин, «русский человек есть неудавшееся существо».

У Центра собирания русского опыта есть свои мысли на этот счет. Мы, не претендуя на истину в последней инстанции, предлагаем следующий вариант формулы национальной идеи, выношенную нашим опытом, которая, как нам кажется, могла бы быть понятна и близка большинству наших соотечественников: это любовь к Богу, любовь к человеку и любовь к Отечеству.

ЛЮБОВЬ К БОГУ

Любой нормальный человек понимает умом и прини­мает сердцем правду о том, что все в этом мире появилось неслучайно: и сам этот мир с его невиданным многооб­разием, целесообразностью и красотой, и каждый из нас со своей особой и неповторимой судьбой. Об этом гово­рит Священное Писание, авторитет которого непререкаем для большинства из нас, независимо от того, насколько глубоко мы его знаем.

Об этом говорит и опыт многострадального человече­ства, которое не раз убеждалось в неслучайности бытия, ощущая на себе дыхание Вечности. Об этом говорит и опыт каждого человека, который не единожды взирал на красоту окружающего его мира и на всякую тварь, в нем выживающую, на какой-нибудь поле­вой цветок, потрясающий своей нежностью, и, наконец, на вкушающее молоко матери малое дитя, чистое и, ка­жется, беззащитное перед опасностями мира, в который оно пришло.

Итак, без признания того, что начало всему дал Тот, Имя Которому, по слову апостола, Любовь, немысли­ма нормальная осмысленная человеческая жизнь, ибо, как сказал Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то все до­зволено».

Устремление к любви, а стало быть, и к богоподобию, может быть, и есть главная цель человеческой жизни. Для того и существует на Земле Церковь Христова, чтобы люди, живя ее жизнью, через молитвенный подвиг и бла­гочестивое бытие могли обрести в сердце подлинную лю­бовь, которая, в конечном итоге, изгоняет всякий страх. И только тогда они могут стать по- настоящему благо­дарными и ответить своему Создателю и любящему Отцу пусть немощной, но искренней человеческой любовью. Пожалуй, это и есть то главное, чего Он от нас ожидает.

ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ

Подлинная любовь к человеку без любви к Богу абсо­лютно недостижима. Не потому ли в одной из главнейших заповедей – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим...  возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 37 - 39) – Христос ставит на первое место любовь к Богу как Начальнику жизни, а затем к человеку  – Своему высшему и любимому творению. И чем более очищаются наши разум и сердце, тем понятнее становится эта про­писная истина. Но как же иногда трудно полюбить того, кто не любит тебя, порою досаждает тебе и зачастую де­лает тебе очень больно. Но если мы будем понимать, что все в жизни промыслительно и нет в ней ничего случайного, то мы увидим, что наша главная проблема в том и заклю­чается, что мы сами не имеем любви, которую хотели бы получить от ближних. Но оказывается, надобно любить не только ближних, но и всех, кто живет не только в нашем Отечестве, но и на всей планете с красивым и за­гадочным именем Земля. Ибо у всех нас один Отец Небес­ный. А какой родитель не желал бы видеть своих детей живущими в мире и согласии! Но как быть с теми, кто посягает на нашу свободу и самобытность? Без сомнения, давать им решительный отпор, помня слова Христа: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ

 «Отечества и дым нам сладок и приятен». Можно ли лучше сказать о любви к Родине, чем это сделал Г.Р.Державин ? Нам не суждено выбирать себе Отечество, также как и родителей. А потому нормальный и осмыс­ленно живущий с Богом в сердце человек и Родину свою будет не только признавать, но и любить, как бы низко порой, она ни падала на своих исторических путях. Ибо вера всех живущих на ее необъятных просторах в ее не­минуемое возрождение непременно поможет подняться ей с колен, дабы исполнить свое историческое предна­значение. Человек, желающий богоподобия, устремляет свои помыслы к Небу, и если ему хоть раз удается к нему прикоснуться, он более мудро и спокойно начинает от­носиться к земным радостям. Душа, и это справедливо, в пределах земного бытия не может обойтись без тела, а потому целокупный человек, устремляя свои помыслы к Небу, однако, продолжает ходить по Земле и вольно или невольно соприкасаться со всем многообразием явлений, как светлых, так и темных, как добрых, так и злых, про­пуская их через свое сердце. Христос обращается к нам с высочайшим призывом: «Познайте Истину, и Истина сде­лает вас свободными» ( Ин.8, 32). И если человек исполь­зует свободу, этот высочайший Божественный дар, пра­вильно, то земная жизнь не мешает ему возвышать свой ум и свои чувства до небесных высот и исполнять свое предназначение, сея вокруг себя мир и любовь, являясь одновременно примерным жителем и земного, и Не­бесного Отечества.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кому близко и дорого то, о чем мы в доступной и краткой форме рассказали выше, всех, кому небезразлична судьба наших детей, всех, кто, возгревая в себе любовь к Святости и Святыням, не желал бы скользить по поверхности жизни, но, преодолевая ее тяготы и постигая ее глубину, обретал настоящее счастье, ощущая себя человеком в подлинном смысле этого слова.

 

Документ PDF, скачать 4.12 MB
Загрузить ещё
Председатель
Контакты:
Германский Николай Семенович
+7(910) 324-74-01
kcentrsro@yandex.ru
Адрес:
Россия, Белгородская область, Ракитянский район, посёлок городского типа Ракитное, Пролетарская улица, 2
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области
Документ PDF, скачать 1.45 MB
Документ PDF, скачать 5.91 MB
Документ PDF, скачать 4.24 MB
Документ PDF, скачать 7.52 MB
Документ PDF, скачать 4.3 MB
Документ PDF, скачать 3.24 MB
Документ PDF, скачать 4.12 MB