О нас
Нет ничего случайного в нашем мире. Если даже и волос не падает с головы человека без воли Божьей, неслучайно возникают, а также и исчезают великие империи. Река истории пока продолжает свое течение, и никто из нас не знает, когда она опрокинет свои бурные воды в океан Вечности, где встретится с Тем, Кто дал ей начало.
Русскому миру, по милости Божьей, было дано право явить свою самобытность в этом великом плавании и занять в нем свое достойное место.
Так что же это за русский мир, о котором одни скучают и не мыслят без него своего бытия, а другие откровенно недолюбливают и считают, что такого понятия либо вовсе не существует, или, по крайней мере, без него вполне можно обойтись.
Удивительно современно звучат слова одного из крупнейших русских мыслителей Ивана Ильина: "Всё, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской Церкви... Человек нового европейского "уклада души" всё более отчуждается от вечных истин христианства... привыкает "обходиться без них", религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идёт навстречу невиданному ещё в истории человечества культурному кризису".
Совершенно очевидно, что сегодня человечество стоит на краю бездны и как никогда нуждается в правильных ответах на вечно мучащие его вопросы о главных смыслах бытия. Почему мы дерзаем говорить о том, что именно Россия может помочь человечеству ответить на главные вопросы бытия? Но разве не очевидно то, что Запад на исторических путях растерял подлинные нравственные ориентиры и на карте мира остается лишь одна держава, где еще теплится огонек живой веры и которая имеет достаточную силу голоса, чтобы возвестить человечеству подлинную правду о Божественных ценностях.
Еще Ф.М. Достоевский говорил о том, что именно русский человек должен показать миру, потерявшему живую веру, неискаженный образ Христа. А еще ранее великий русский святой преподобный Серафим Саровский пророчествовал о том, что Россию ожидают великие страдания, но Господь помилует ее и приведет к великой славе. Наверное, небезынтересно будет вспомнить и слова американского «провидца» Эдгара Кейси, который жил в середине прошлого столетия: «Миссия славянских народов состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных страстей, восстановить на новой основе – на любви, доверии и мудрости. Из России в мир придет надежда – не от коммунистов, не от большевиков, а из свободной России! Пройдут годы, прежде чем это случится, но именно религиозное развитие России и даст миру надежду».
Размышляя над всеми этими словами о высочайшем предназначении нашего Отечества и взирая на происходящее в мире, когда нравственные ценности извращаются и всячески попираются, мы должны понимать, что на всех нас, считающих себя частью русского мира, лежит величайшая ответственность. Ибо, прежде чем показать неискаженный Образ Христа другим, нужно вначале очистить его в себе. И здесь чрезвычайно важна роль элиты, то есть тех, кто на самых разных уровнях ведет народ по жизни и формирует его сознание, элиты, которая, по слову И.А. Ильина, должна быть умной, решительной, одухотворенной, задание которой – «умственно и духовно воспитывать свой народ в духе его самобытности».
Рассуждая обо всем этом на протяжении не одного десятка лет, мы пришли к мысли о необходимости создания Центра, который делал бы все возможное для того, чтобы исполнить главную задачу духовно- просветительской работы, которая, на наш взгляд, заключается в возвращении духовной и исторической памяти. Мы глубоко убеждены, что она живет в сердце русского человека. Наша задача – помочь ему раскрыть ее в себе.
Под духовной и исторической памятью подразумеваются те фундаментальные основы, которые сформировали Русский мир за более чем тысячу лет. В первую очередь это идеал Святости и Святыни, к которым у русского человека издревле было трепетное отношение, к сожалению, подорванное в последние десятилетия. Русская история неоднократно показывала: когда наш народ отворачивался от Святынь или, более того, попирал их, он вплотную подходил к грани исчезновения. И как только он возвращался к родным истокам, зачастую ценой невероятных потерь, наша жизнь начинала налаживаться. Во вторую очередь это черпающая свое вдохновение из религиозных истоков русская культура во всех ее проявлениях: в словесности, живописи, музыке, а также в науке, политике, экономике, социальной жизни.
Относясь по-братски к исповедующим иные веры народам, для которых Россия является тоже Родиной, и искренне уважая их духовные и культурные традиции, мы должны помнить, что ядром русского мира является Православие, которое сформировало нашу государственность и культуру. И если мы не сохраним это ядро, то с лица земли может исчезнуть и русский мир, а вместе с ним исчезнет та решающая сила, которая стоит на пути мирового зла. Напрасно сегодня некоторые недооценивают опасность этого зла, которое на наших глазах разрастается все больше и больше, пытаясь прикрыть свое подлинное лицо налетом искусственного благочестия.
Далеко не лишним было бы обратить внимание на опыт Белгородчины, где в лихие, казалось бы, почти безнадежные времена подъем экономики, социальной и, что может быть еще важнее, культурной жизни начался с восстановления Святынь.
Русская история показывает с яркой очевидностью, что наш народ – это народ-победитель. И если он раскроет свой духовный потенциал хотя бы наполовину, он не только приподнимется с колен, но и встанет во весь рост. Сегодня этот процесс уже начался, и очень хотелось бы, чтобы каждый из нас внес свой посильный вклад в дело возрождения нашего Отечества. А для этого мы должны, опираясь на нашу духовную и историческую память, стать хоть чуточку лучше. А это, может быть, и есть самая главная задача в нашей жизни – совершенствоваться интеллектуально и, наконец, духовно, чтобы наполнить свою жизнь настоящим смыслом и, став полноценным человеком, исполнить свое подлинное предназначение.
Центр собирания русского опыта возник не в одночасье. В его основу заложен опыт работы Духовно-просветительского центра имени архимандрита Серафима (Тяпочкина), который осуществляет свою деятельность при Свято-Никольском храме п. Ракитное.
Одна из главных задач Центра – это попытка собрать огромный опыт современной русской мысли, а также уникальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, и затем в доступной и интересной форме преподнести его нашему народу, а также помочь ему узнать максимально правдивую историю с нашими взлетами и падениями, но главным образом, утвердить его в том, что пока у нас сохраняется вера в Святость и Святыни, мы имеем возможность духовно укрепляться и развиваться.
На протяжении почти двух десятилетий мы проводим тематические духовно-просветительские вечера для молодежи, которые, на наш взгляд, оказывают весьма благотворное влияние на молодое поколение, формируя и укрепляя в нем высокие морально-нравственные качества, присущие нашему народу.
Ежегодно проводятся Серафимовские чтения, в которых принимают участие известные русские ученые, философы, писатели, богословы, а также гости из Ближнего и Дальнего Зарубежья.
Вышли в свет три номера альманаха «Возвращение», который отражает в своем содержании важные для Центра идеи, одной из которых является идея национальная.
Для многих наших соотечественников Ракитное стало местом духовного притяжения. С 1961 по 1982 год настоятелем Свято-Никольского храма являлся великий русский подвижник благочестия старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), отсидевший за веру в сталинских лагерях 15 лет. Непрерывным потоком к его могилке стекаются и стар и млад, чтобы поделиться с ним своими радостями и горестями и получить утешение. Любимый ученик Иисуса Христа Апостол Иоанн когда-то сказал: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4,16) Такой любовью обладал и наш батюшка Серафим и обильно делился ею со всеми. И именно на любви должна основываться наша национальная идея, ибо без любви, как сказал Иван Ильин, «русский человек есть неудавшееся существо».
У Центра собирания русского опыта есть свои мысли на этот счет. Мы, не претендуя на истину в последней инстанции, предлагаем следующий вариант формулы национальной идеи, выношенную нашим опытом, которая, как нам кажется, могла бы быть понятна и близка большинству наших соотечественников: это любовь к Богу, любовь к человеку и любовь к Отечеству.
ЛЮБОВЬ К БОГУ
Любой нормальный человек понимает умом и принимает сердцем правду о том, что все в этом мире появилось неслучайно: и сам этот мир с его невиданным многообразием, целесообразностью и красотой, и каждый из нас со своей особой и неповторимой судьбой. Об этом говорит Священное Писание, авторитет которого непререкаем для большинства из нас, независимо от того, насколько глубоко мы его знаем.
Об этом говорит и опыт многострадального человечества, которое не раз убеждалось в неслучайности бытия, ощущая на себе дыхание Вечности. Об этом говорит и опыт каждого человека, который не единожды взирал на красоту окружающего его мира и на всякую тварь, в нем выживающую, на какой-нибудь полевой цветок, потрясающий своей нежностью, и, наконец, на вкушающее молоко матери малое дитя, чистое и, кажется, беззащитное перед опасностями мира, в который оно пришло.
Итак, без признания того, что начало всему дал Тот, Имя Которому, по слову апостола, Любовь, немыслима нормальная осмысленная человеческая жизнь, ибо, как сказал Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено».
Устремление к любви, а стало быть, и к богоподобию, может быть, и есть главная цель человеческой жизни. Для того и существует на Земле Церковь Христова, чтобы люди, живя ее жизнью, через молитвенный подвиг и благочестивое бытие могли обрести в сердце подлинную любовь, которая, в конечном итоге, изгоняет всякий страх. И только тогда они могут стать по- настоящему благодарными и ответить своему Создателю и любящему Отцу пусть немощной, но искренней человеческой любовью. Пожалуй, это и есть то главное, чего Он от нас ожидает.
ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ
Подлинная любовь к человеку без любви к Богу абсолютно недостижима. Не потому ли в одной из главнейших заповедей – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 37 - 39) – Христос ставит на первое место любовь к Богу как Начальнику жизни, а затем к человеку – Своему высшему и любимому творению. И чем более очищаются наши разум и сердце, тем понятнее становится эта прописная истина. Но как же иногда трудно полюбить того, кто не любит тебя, порою досаждает тебе и зачастую делает тебе очень больно. Но если мы будем понимать, что все в жизни промыслительно и нет в ней ничего случайного, то мы увидим, что наша главная проблема в том и заключается, что мы сами не имеем любви, которую хотели бы получить от ближних. Но оказывается, надобно любить не только ближних, но и всех, кто живет не только в нашем Отечестве, но и на всей планете с красивым и загадочным именем Земля. Ибо у всех нас один Отец Небесный. А какой родитель не желал бы видеть своих детей живущими в мире и согласии! Но как быть с теми, кто посягает на нашу свободу и самобытность? Без сомнения, давать им решительный отпор, помня слова Христа: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ
«Отечества и дым нам сладок и приятен». Можно ли лучше сказать о любви к Родине, чем это сделал Г.Р.Державин ? Нам не суждено выбирать себе Отечество, также как и родителей. А потому нормальный и осмысленно живущий с Богом в сердце человек и Родину свою будет не только признавать, но и любить, как бы низко порой, она ни падала на своих исторических путях. Ибо вера всех живущих на ее необъятных просторах в ее неминуемое возрождение непременно поможет подняться ей с колен, дабы исполнить свое историческое предназначение. Человек, желающий богоподобия, устремляет свои помыслы к Небу, и если ему хоть раз удается к нему прикоснуться, он более мудро и спокойно начинает относиться к земным радостям. Душа, и это справедливо, в пределах земного бытия не может обойтись без тела, а потому целокупный человек, устремляя свои помыслы к Небу, однако, продолжает ходить по Земле и вольно или невольно соприкасаться со всем многообразием явлений, как светлых, так и темных, как добрых, так и злых, пропуская их через свое сердце. Христос обращается к нам с высочайшим призывом: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» ( Ин.8, 32). И если человек использует свободу, этот высочайший Божественный дар, правильно, то земная жизнь не мешает ему возвышать свой ум и свои чувства до небесных высот и исполнять свое предназначение, сея вокруг себя мир и любовь, являясь одновременно примерным жителем и земного, и Небесного Отечества.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кому близко и дорого то, о чем мы в доступной и краткой форме рассказали выше, всех, кому небезразлична судьба наших детей, всех, кто, возгревая в себе любовь к Святости и Святыням, не желал бы скользить по поверхности жизни, но, преодолевая ее тяготы и постигая ее глубину, обретал настоящее счастье, ощущая себя человеком в подлинном смысле этого слова.